Эти 5 видов оружия позволяют России чувствовать себя в полной готовности к возможным военным конфликтам в Арктике.
Унаследованные системы холодной войны сделали Россию хорошо подготовленной к конкуренции за Арктику.
За последнее десятилетие страны, граничащие с Арктикой, столкнулись с новой серьезной проблемой безопасности. Таяние арктических льдов открыло судоходные пути и возможности для разработки подводных ресурсов, но также выявило уязвимость стран, которые долгое время считали свои северные границы безопасными.
Неудивительно, что Россия подготовила своих военных к арктическим операциям лучше, чем любая другая страна. Во время холодной войны Советский Союз готовился воевать по всей Арктике, как в воздухе, так и на море. Многие виды оружия и большая часть опыта той эпохи сохранились, оставив Кремлю смертоносный набор возможностей. Вот пять систем, которые, как мы можем ожидать, Россия будет использовать для защиты своих интересов в Северном Ледовитом океане в случае, если когда-либо произойдет немыслимое.
Ледоколы:
Единственным наиболее важным судном для доступа в Арктику является ледокол, и Россия сохраняет самый обширный флот ледоколов в мире. Потепление не устраняет арктический лед, а вместо этого делает движение льда более плавным и менее предсказуемым. По мере улучшения доступа в Арктику и увеличения коммерческого интереса к освоению региона движение льда и увеличение частоты использования в военных и гражданских целях сделают ледоколы более необходимыми, чем когда-либо. Как гражданским, так и военным судам потребуется поддержка ледоколов для выполнения своих обычных задач, и в обозримом будущем Россия лучше всего подготовлена для того, чтобы служить гарантом глобального доступа в Арктику.
Под эгидой своего гражданского агентства по атомной энергии Россия эксплуатирует четыре атомных океанских ледокола-судна, которые обладают достаточной мощностью и дальностью действия для поддержки военных экспедиций через Арктику. (Пятый - Арктика совершил первую проводку судов в конце прошлого года - примеч. «Barents News»)
В распоряжении России также имеется широкий спектр ледоколов с традиционным приводом. В отличие от этого, Соединенные Штаты имеют доступ только к трем (неатомным, из которых лишь один в состоянии выйти в море - примеч. «Barents News») ледоколам береговой охраны США, а также к нескольким судам береговой охраны Канады.
Ледоколы гарантируют российским военным доступ в Арктику с уверенностью, которой не обладает ни одна другая страна. Это дает России большую свободу в планировании своей военной стратегии и стратегии доступа к ресурсам в полярном регионе.
«Акула»:
Иногда лучший способ справиться со льдом-это вообще его избегать. Американский, британский и советский военно-морские силы активно бороздили просторы Северного Ледовитого океана во время Холодной войны, когда подводные ракетные стратеги и ударные подводные лодки отслеживали друг друга. Российские подводники имеют большой опыт работы в Арктике и обширную структуру поддержки на старых советских базах вдоль кромки океана.
Главным российским ядерным ударным судном остается "Акула", чудовищная лодка, способная нести огромный арсенал оружия. Несмотря на то, что "Акула" была построена в 1980-х годах, она может эффективно работать в противолодочных условиях (либо подо льдом, либо в открытом море), а также в противолодочных условиях (где уменьшение площади надводного льда может сделать крылатые ракеты несколько более эффективными). "Акула" не такая тихая, как ее западные аналоги, но она компенсирует этот недостаток размерами и вооружением. Северный флот России, которому обычно поручаются арктические операции, в настоящее время содержит шесть "Акул", которые регулярно работают под ледяным покровом. (Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» - в строю 1 лодка - «Дмитрий Донской», ожидает списание в 2022 году, 2 лодки, «Северсталь» и «Архангельск», ожидают переоборудования с 2004 и 2006 года соответственно, в строю, помимо «Акул» ещё 6 стратегических ракетоносцев из них 2 новых «Борея» - примеч. «Barents News»)
«МиГ-31»:
Даже по мере того, как морской лед очистится, условия в Арктике будут затруднять проведение авианосных операций, что повысит важность самолетов наземного базирования. Действуя с баз вдоль края Арктики, МиГ-31 Foxhound—быстрый, длинноногий перехватчик, разработанный на базе МиГ-25 Foxbat, может охватывать большое пространство.
МиГ-31 и его предшественник были разработаны для охоты и уничтожения американских бомбардировщиков (и крылатых ракет), когда они пытались проникнуть в советскую ПВО. Хотя МиГ-25 действовал адекватно только при выполнении боевой задачи "воздух-воздух", "Фоксхаунд" обладает лучшими радарами и превосходной маневренностью, что делает его более эффективной платформой превосходства в воздухе.
Безусловно, "Фоксхаунд" будет сражаться в схватке с самыми передовыми истребителями поколения 4,5 и поколения 5, которые могут предложить Соединенные Штаты, но, учитывая отсутствие баз, их может не быть рядом, чтобы сражаться. "Фоксхаунд" может совершать 2,83 маха на высоте с боевым радиусом около 900 миль. Россия эксплуатирует около 200 МиГ-31 между Военно-морским флотом и Военно-воздушными силами и предприняла шаги по возрождению и совершенствованию инфраструктуры для поддержки своих арктических авиабаз.
(МиГ-31 стал универсальной платформой - в частности носителем гиперзвуковых ракет, с учетом находящихся в резерве многих десятков МиГ-31, даже модернизация их малой части потенциально даёт возможность России иметь в Арктике флот носителей гиперзвуковых противокорабельных ракет, держащий под контролем весь Севморпуть - примеч. «Barents News»)
Ту-95/Ту-142:
Ту-95 "Медведь" - один из старейших боевых самолетов, все еще находящихся в эксплуатации. Как и B-52, он используется не вполне так, как был задуман в 1950-х годах. Однако, как и В-52, Ту-95 зарекомендовал себя как очень гибкая воздушная платформа, и его варианты долгое время эксплуатировались в конфигурации морского патрулирования. Ту-95 (и его морской вариант, Ту-142) особенно хорошо себя чувствуют в холодном, безрадостном небе Арктики, где наземные базы находятся далеко, а операции авианосцев часто непрактичны.
В своем классическом варианте Ту-95 "Медведь" может нести противокорабельные крылатые ракеты. Его морской патрульный вариант, Ту-142, может проводить противолодочные операции. С боевым радиусом свыше 3000 миль "Медведь" может действовать далеко за пределами досягаемости истребителей наземного и авианосного базирования, что является удачей, потому что "Медведь" больше не может убегать от вражеских перехватчиков. Как и в случае с B-52, Россия ожидает, что "Медведь" будет продолжать эксплуатироваться еще несколько десятилетий, обеспечивая проверенный вариант контроля над морем.
Силы специального назначения:
В Северном Ледовитом океане отсутствуют крупные массивы суши и значительные населенные пункты. Суровый климат делает даже самые большие острова практически непригодными для жизни. В этих условиях военным мало пользы от крупных пехотных или бронетанковых формирований. Вместо этого подразделения, мобильные и смертоносные, позволяющие одержать победу.
Российские спецназовцы давно готовятся к ведению боевых действий в Арктике. Во время холодной войны группы Спецназа обучались нападению на объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и других местах. В последние годы Россия активизировала подготовку формирований специального назначения, предназначенных для развертывания в Арктике. Подводные лодки, самолеты и надводные корабли могут доставлять эти команды, способные захватывать и удерживать труднодоступные районы, вести разведку и нарушать связь. Силы специального назначения также могут оказывать помощь в проведении гражданских поисково-спасательных операций в труднодоступных регионах.
Вывод:
Унаследованные системы холодной войны сделали Россию хорошо подготовленной к конкуренции за Арктику. Задача России будет заключаться в том, чтобы поддерживать эти системы в рабочем состоянии («Медведь» и «Фоксхаунд» имеют уже солидный возраст, как и многие ледоколы) и разработать им эффективные замены.
Нынешние финансовые проблемы России, связанные с обвалом цен на нефть и санкциями, введенными Западом, затруднят военным реализацию эффективной стратегии преобразований. Однако, если изменение климата продолжится, как предсказывают многие климатические модели, ответственность и возможности российских военных в Арктике будут только увеличиваться.
Роберт Фарли - доцент Школы дипломатии и международной торговли Паттерсона.
Оригинал статьи: https://nationalinterest.org/blog/reboot/arctic-warfare-these-5-weapons-prepare-russia-north-pole-conflict-188479
Комментарий Главного редактора «Barents News» Василия Борисова:
Уважаемый автор National Interest упустил из виду наиболее важную, на мой взгляд, составляющую системы арктических сил России, а именно: наличие во многом восстановленной и работоспособной инфраструктуры баз ВКС, в том числе на полярных островах, а также подразделений ВКО в Арктике, построенных и строящихся РЛС системы предупреждения о ракетном нападении на Крайнем Севере. Кроме того, Россия начала формирование арктической орбитальной группировки мониторинга наземной обстановки, первый спутник "Арктика-М" в марте этого года выведен на орбиту. Без этих систем в современном мире любая оружейная платформа, конкретный самолёт или корабль просто кусок металла.