Печальные перспективы рыболовецкой отрасли на Русском Севере: падение вылова и рыбный мор?
По статистике Росрыболовства, российские рыбаки и краболовы выловили 2,6 млн тонн водных биоресурсов, всего на 0,2% выше уровня прошлого года. При этом, в открытой части и конвенционных районах Мирового океана вылов рыбы российскими рыбаками вырос по сравнению с 2018 г. на 41% - до почти 140 000 тонн.
По этим данным на фоне роста вылова российскими рыбаками, в Северном бассейне (Баренцево, Белое море и часть Карского моря) на середину июля зафиксировано резкое падение вылова водных биоресурсов. Оно составило 24 %. При этом добыча трески упала на 22 тысячи 600 тонн - до 215 тыс. тонн, пикши - на 18 тысяч тонн, до 34 тысяч тонн.
Нынешнее падение - сложение многих факторов: международной регуляции, административных барьеров, ухудшения экологии.
В прошлые годы мурманским рыбакам урезали квоты прибрежного вылова, запретили ловить мойву. По мнению Сергея Махотина, гендиректора ООО «Севрос», сегодня все более остро ощущается недостаток рыбного ресурса
Еще в прошлом году Международный совет по исследованию моря (ИКЕС) снизил квоту на 2019 год на вылов трески в Баренцевом море на 100 тысяч тонн - до 674678 тонн. Причины снижения вылова трески в прибрежных морях во многом связаны с экологическими проблемами.
Как уже писал «Barents News», чрезмерный вылов рыбы, и, соответственно, увеличение массы питательных элементов в воде в условиях глобального потепления влекут за собой сокращение водорослей в норвежской прибрежной зоне, в особенности на побережье Скагеррака и на западе страны. Эту теорию поддерживает и Валерий Семецкий, эксперт Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Специалисты предупреждают, что разлагающиеся отложения морских водорослей в долгосрочной перспективе становятся токсичными для животных и растений, живущих на дне. К тому же, многие рыбы, например, треска, используют водоросли в качестве «колыбелей» для своего потомства.
Цветение моря, произошедшее этим летом в Северной Норвегии, в провинциях Нурланд и Тромс, вызвало серьёзную панику на рыбоводных фермах. Местная пресса окрестила это событие «хаосом».
По данным Директората по рыболовству Норвегии, «в результате размножения токсичных водорослей в провинции Нурланд погибло около 5200 тонн выращенного лосося, а в соседнем Тромсе погибло 6800 тонн лосося». Дирекция подсчитала, что потеряно рыбы примерно на 800 миллионов норвежских крон.
Кроме того, одним из факторов снижением популяции промысловой рыбы становится увеличение загрязнения Баренцева моря.
По данным российских ученых из Полярного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (ПИНРО), в 15 % всех тралений находится пластиковый мусор, в 5 % - отходы лесной промышленности, а в 1-2 % - крупные металлические отходы. По мнению заведующего лабораторией прибрежных исследований ПИНРО Константина Соколова, основной объем мусора в Баренцево море приносится Гольфстримом из Европейских стран.
По мнению руководителя Центра экологического мониторинга «Помор» Тимофея Суровцева. «если все эти тенденции будут иметь продолжение, вскоре Мурманская область и весь Русский Север из производителя и экспортера рыбы может стать её импортером».
Василий Борисов