На дне самого глубокого места на земле нашли пластиковый мусор –целлофановые пакеты и конфетные обертки. Это малая частица из десятков миллионов тонн пластиковых отходов, которые попадают в Мировой океан.
Исследователь глубин Виктор Весково, побывавший до этого на 7 самых высоких пиках мира, а сейчас обновивший мировой рекорд погружения - 11 тысяч метров, считает, что в образцах морских животных, которые он и его команда собрали на дне Марианской впадины, можно будет обнаружить микропластик, который представляет гораздо большую опасность, чем обычный мусор.
Пластик теперь находят в самых неожиданных местах, и не только в желудках китов, крупных китовых акул и гигантских черепах. Куски пластика размером с доли миллиметра можно найти в бутылке с питьевой водой, которая стоит сейчас на вашем столе, в рыбе, лежащей в холодильнике, а значит и в вашем желудке. Эти микрочастицы впитывают и переносят пестициды, патогены, вызывающие самые неприятные болезни.
Причем, источником микропластика считается не только перемолотый прибрежными волнами обычный пластиковый мусор, но одежда из искусственных тканей - акрила, флиса и полиэстра, микрочастицы обычного стирального порошка, блестки из косметики, которые попадают в сточные воды и, соответственно, в Мировой океан.
По словам Александра Водяника, эксперта экологической палаты России, у нас сейчас нет технологий тонкой фильтрации сточных вод, как и фильтрации питьевой воды, поэтому бороться с микропластиком можно только законодательным путем, запрещая его использование в тех или иных видах товаров, либо стимулируя разработку биоразлагаемых пластиков.
Распространение микропластика настолько широко, что прошлым летом экспедиция Арктического центра стратегических исследований Северного Арктического федерального университета (САФУ) нашла его в Карском море, куда его занесло остатками Гольфстрима. По словам проректора САФУ Константина Зайкова, ситуация с микропластиком в Баренцевом море намного серьезнее, ведь Гольфстрим несет к нам весь мусор - от Северной Америки и Европы.
Норвежский институт океанологии оценивал объем пластикового мусора в 2017 году, который был принесен в Баренцевом море, в районы активного рыболовства, почти в 50 тыс. тонн. При этом норвежские умные считают, что за большинство этого объема – до 60% отходов - ответственны сами норвежские рыбаки. С ними согласно и норвежское Общество охраны природы. «Стоит отметить, что не весь этот мусор дрейфует к нам из других районов мира - в большей частьи загрязнения пластиком виноваты наши собственные рыболовецкие суда. Это тревожит.», — считает генеральный секретарь общества охраны природы Норвегии Марэн Исмарк (Maren Esmark).
По данным российских ученых из Полярного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (ПИНРО), в 15 % всех тралений находится пластиковый мусор, в 5 % - отходы лесной промышленности, а в 1-2 % - крупные металлические отходы. По мнению заведующего лабораторией прибрежных исследований ПИНРО Константина Соколова, основной объем мусора в Баренцево море приносится Гольфстримом из Европейских стран. Норвежцы также изучают природу загрязнения Баренцева моря: по их данным в прошлом году в выловленном мусоре отсутствовали остатки какой бы то ни было российской продукции, как не было найдено и ни одной кириллической надписи.
По мнению руководителя экологического экспертного проекта «Помор» Тимофея Суровцева, российским властям придется бороться с этой проблемой на международном уровне, иначе места наиболее активного рыболовного промысла в Баренцевом и Белом морях будут по сути уничтожены. С ним согласен заместитель председателя партии «Зеленые» Алексей Гусенков, который недавно вернулся из экспедиции в Архангельскую область, где работал с местными рыбаками: они ожидают большой наплыв лосося в эту путину, но опасаются вылавливать рыбу, так как она практически вся загрязнена.
Еще недавно пластик казался панацеей, им пытались и пытаются заменить естественные продукты. Считалось, что тем самым мы спасаем экологию планеты, но судя по всему этот путь оказался тупиковым и чрезвычайно опасным. Не только Марсианская впадина, но и все моря Русского Севера могут стать мусорным полигоном не только для центральной России, но и всей Европы.