Экологическая стерильность или экономическая зависимость?
В мире принято считать Норвегию одним из самых передовых государств в области экологии. Однако, несмотря на наличие действительно значимых достижений в этой сфере (например, разработка эффективной политики в отношении переработки пластика), здесь имеются острые проблемы, требующие принятия кардинальных мер. Эксперты приводят Норвегию как наглядный пример того, как правительство собственноручно довело до критической отметки состояние флоры и фауны в регионе. Все это, в первую очередь, связано с крупными промышленными предприятиями. Представители государственной власти стараются соблюсти интересы промышленников, часто в ущерб экологической ситуации в стране. В нашей статье мы рассмотрим более подробно основные проблемы, стоящие перед Норвегией на сегодняшний день.
Выбросы загрязнений в море
По оценкам экологов, северные моря – одни из самых загрязненных на нашей планете, а четко выстроенной стратегии по борьбе с этим явлением, в частности, в Норвегии, до сих пор не принято. Более того, в этой стране Скандинавского полуострова официально разрешены захоронения отходов промышленных производств на территории морских фьордов. Наибольший вред наносят тяжелые металлы (например, цинк) и скальные породы, образующиеся в процессе добычи железной руды.
Выброс в море скальных пород негативно сказывается на обитающем во фьордах лососе. В насыщенном камне воде рыба погибает. Медь не представляет угрозу для рыб, но наносит серьезный вред для всей морской экосистемы, негативно влияя на микроорганизмы. Источником тяжелых металлов в воде являются и материалы, из которых изготавливаются рыбоводческие фермы. В настоящее время применение медесодержащих элементов на морских объектах запрещено.
Добыча нефти: прямая угроза экологии?
Открытие новых нефтяных месторождений, или наоборот, введение ограничений на добычу нефти – вопросы, споры по которым не утихают с января 2018 года, когда большинство в парламенте Норвегии стало за лейбористкой партией. Представители местных нефтегазовых компаний всячески апеллируют фактами, согласно которым нанесение вреда экологии страны от нефтедобывающего процесса сильно преувеличено. Согласно нефтяникам, сегодня в отрасли активно применяются современные безопасные технологии, обеспечивающие доступ к более дешевым источникам энергии. А попытка сокращения объемов добычи может играть негативную роль по отношению к экономике страны. Призваны утихомирить экологов и высказывания нефтяных компаний о том, что они готовы всячески поддержать проекты, направленные на сохранение климата и обеспечение экологической безопасности.
Однако открытая поддержка представителей нефтяной промышленности обществом оценивается неоднозначно. Особую озабоченность у экологов вызывает разработка нефтяных месторождений на территории Арктики и в акватории Баренцева моря. Все чаще звучат мнения о поддержке строительства электростанций, работающих на основе источников возобновляемой энергии. Грамотная реализация подобных проектов в долгосрочной перспективе имеет свои преимущества.
«Ртуть как бомба»
Мировой экологической проблемой может стать и затонувшая немецкая подводная лодка времен Второй Мировой войны, в которой перевозили предположительно 65 тонн ртути и 2 тонны оксида урана. В настоящий момент корпус субмарины разломился на 2 части. Обломки размещаются у побережья острова Федье. Первая попытка извлечь подводную лодку была предпринята властями Норвегии в 2003 году, но тогда еще не было известно о нахождении на борту опасного груза. И операция была отменена. Одним из вариантов решения данной проблемы стало предложение создать купол из камней и бетона для предотвращения подобной утечки. Однако под нажимом общественности от этого проекта также отказались. Сегодня норвежские экологи просят Россию помочь предотвратить возможную катастрофу совместными усилиями.
В целом, экологические сообщества Норвегии отмечают, что в стране нет активного обсуждения существующих проблем в области экологии. Правительство стремится замалчивать о происходящих событиях и проблемах, недостаточно подробно раскрывает детали возможных последствий. Все это является вызовом как для активных общественных организаций, так и для представителей новой политической власти.